ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ АВТОРЫ АРХИВ ПИШИТЕ НАМ ВХОД
ФЕВРАЛЬ 2008, № 2 (101)
ОТ РЕДАКТОРА

Друзья и читатели христианского портала "Голос Истины". На протяжении многих лет, редактором трудился брат Виталий Бойко. Так как журнал был учрежден церковью "на Горе", города Спокен, а Виталий, по приглашению другой баптистской церкви, перешел на служение пресвитера в ту церковь, на сегодня В. Бойко более не является редактором этого издательства. 

Много сил, здоровья, времени и знаний было отдано Виталием как в организацию, так и в развитие этого журнала. Мы благодарны Богу и брату за труд во имя Его.

Надеемся, что Господь пошлет работников и этот сайт послужит для многих полезным ресурсом в жизни хождении за Господом. Оставляйте свои пожелания, комментарии, отзывы.

читать дальше
ОТЗЫВЫ
Являются ли «ментальные впечатления» или внутренние побуждения Божественным откровением?

Интересно, Джон Макартур представляет свое личное отцовство, пасторство на условиях своей догматики, т.е. свое полное молчание после выдачи своих письменных всеобъемлющих общих указаний? :)

- Ирина Чадова
читать статью


Виртуальная вера “богатого юноши”

Отличная статья! Спасибо. Правильное (Библейское) соотношение виртуального и реального в вере, действительно, очень важно для ее истинности.

- Ирина Чадова
читать статью


Выбор спутника жизни и Божья воля

Побольше бы таких открытых практических статей да ещё бы и по разным темам христианской жизни. И “урим и тумим”, и голоса с неба, и даже соответствующие сновидения часто подгоняют под свою волю, диктуя Богу свои условия. А "судя логике статьи" хорошо предложено самое наилучшее - Библия и её изучение - не “впрягаться с неверным” (как и отмечено автором), а "бороться с ослепляющим эффектом влюбленности" любому - верующим или неверующим. Спасибо Геннадий!

- Leonid
читать статью


Выбор спутника жизни и Божья воля

"Оказалось, что брат не использовал “урим и тумим”, и голоса с неба не было, и даже соответствующие сновидения его не посещали. Что это, как не ложь?" А что? других методов Божьих откровений не существует? Я думаю обвинять человека во лжи из-за узости знаний и опытов - грех не менее тяжкий.... как-никак - клевета...

- Андрей
читать статью


Дружественные Сайты

Facebook
Spokane Slavic Baptist Church
Сайт Христианского Радио
Свет Мира
Slavic Christian Academy


В НОМЕРЕ

ВОПРОСЫ БИБЛИИ

Триумфальное Евангелие: история Деяний Апостолов
Д-р Виктор РУДКОВСКИЙ (Лонгвью, Техас)
Версия для печати
Книга Деяний Апостолов является одной из самых очаровывающих книг Библии. Захватывающие события происходили с ранними христианами, которые были руководимы Святым Духом: больные излечивались, хромые начинали ходить, слепые прозревали, заключенные в узы освобождались; таким образом, первые верующие смело проповедовали Слово Господне, и многие уверовали, причастившись к Божьему Царству. Книга Деяний также дает нам фундаментальное представление о том, как развивалась ранняя Церковь после вознесения Христа, как превращалась из маленькой иудейской секты во всемирное движение. В то время, как мы читаем об этих захватывающих событиях, полагающих основание нашей веры и практики, останавливаемся ли мы и спрашиваем ли себя: "Почему Лука написал Деяния святых Апостолов? Какая у него была цель? Он уже написал Евангелие от Луки - недостаточно ли этого? Зачем продолжать историю? Существовал ли у него какой-то план?"

В своем повествовании я хотел бы суммировать, хотя и в сжатом виде, самые примечательные теории, которые были выдвинуты знатоками Нового Завета. Моя надежда в том, что мы начнем смотреть на Деяния Апостолов в новом свете, смотреть как на историю Божьих деяний среди Его людей. В основном цель написания Деяний рассматривается в трех направлениях: историческом, апологетическом и богословском.

БОГОСЛОВСКАЯ ИСТОРИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ

Книга Деяний Апостолов зачастую приравнивается к истории ранней Церкви. Когда мы говорим про историю, мы не имеем в виду современное значение этого слова, которое можно найти в учебниках по истории в наши дни. Лука следовал принципам греко-римской историографии и эллинистических биографий. Древний историк или имел некоторое представление о правильном научном написании, или вообще не имел никакого представления. Многие древние истории охарактеризованы широким охватом предметов и покрывают значительные промежутки времени. Поэтому историк в древние времена должен был сужать свой взор при выборе материала. Выборочность также характерна Деяниям Апостолов. В этой книге мы бы хотели узнать больше, о чем Лука вообще не упоминает. История, которую мы читаем до повествования о жизни Павла и его служении, выглядит скудной, и создается впечатление, что автор хочет перейти к рассказу о Павле как можно скорее. И даже тогда, когда мы читаем об Апостоле Павле, Лука снова многое опускает. Например, нет никакого упоминания о визите Павла в Аравию после его обращения, не говорится ничего о переписке Апостола с Коринфской церковью. Не упоминается путешествие Тимофея и Эраста в Македонию, Афины и Коринф. Другими словами, некоторый материал, который встречается в Павловых посланиях, мы не находим в Деяниях.

Лука - это историк другого рода. Он описывает события, которые произвели глубокое впечатление на его мышление. Характерную черту в Деяниях, которая подтверждает, что Лука был очевидцем некоторых эпизодов, можно найти в стихах: 16:10-17, 20:5-15, 21:1-18 и 27:1-28. Это так называемые эпизоды "мы". В этих местах Лука переключается с третьего лица на первое, показывая, что он - также часть истории. Поэтому история Луки - это история, которую он испытал на себе. Он не мог отделить себя от нее. Он написал о возбуждающих и волнующих Божьих деяниях, о которых он слышал и которые видел своими глазами.

После тщательного исследования, как замечено в прологе, Лука начал писать историю первых христиан. Одну особенность нужно отметить у историков древности - это то, что их повествования не были беспристрастными. Как у историка, у тебя должен быть план, ты обязан высказать определенную точку зрения. Когда писал Лука, он выразил свое мнение о том, что христианство было частью Божьего плана с самого начала. В книге написано достаточно много о Божьих чудесах. Вот почему многие ее исследователи называли жанр написания Деяний "богословской историей". Для Луки было очень важно признать, что в событиях проявлялись Божественные действия. Поэтому в этом он особо выделяет действие Святого Духа. Церковь зарождается через действие Святого Духа (Деян. 2:38). Исполнение Духом было особенностью христианства (2:4, 6:3, 8:17, 10:44, 19:6). Это был Дух, который направлял миссионерские стремления ранней Церкви (Деян. 13:2). Это был тот Дух, который запретил Павлу входить в Вифинию (Деян. 16:7) и направил его идти в Иерусалим (Деян.19:21). И хотя название книги - "Деяния Апостолов", однако, нет оснований утверждать, что Лука использовал это название, чтобы охарактеризовать свою работу. Название книги добавили позже, ближе к началу второго столетия. Вот почему ученые дали название этой книге "Деяния Святого Духа".

Интересно также то, что книга Деяний продолжает историю миссии Иисуса во многих направлениях. В то время, когда Христос не присутствует телесно со Своей Церковью, Он присутствует в Духе. Во имя Иисуса парализованные начинали ходить (Деян 3:6, 4:10), о Его имени Апостолы проповедовали (5:40). Оба, и Стефан, и Савл, видели небесные видения Христа (Деян.7:55, 9:5). Как сам Лука утверждает, его предыдущая книга была "о всем, что Иисус делал и чему учил от начала" (Деян. 1:1), делая тем намек, что цель написания Деяний - изобразить продолжение истории дел Иисуса.

Суммируя, скажем, что книга Деяний - это история ранней Церкви, написанная Лукой после тщательного исследования и выборки, при его личном участии в ней, где особое внимание уделено Божьим деяниям, Святому Духу и Иисусу Христу.

АПОЛОГИЯ

Второе назначение Деяний - апологетическое. Апологетика заключена в показе христианства, выросшего из иудаизма, в объяснении миссии к язычникам, в демонстрации того, что христианство нисколько не опасно для Рима.

Христианство и иудаизм. Христианство было новым и растущим движением, хотя многие евреи принимали его за ложное антииудейское учение. Однако действительно ли христианство является новым движением? Лука скорее бы ответил: "Да и нет". Вместе с тем, что оно ново, большая часть христианской веры и практики берет свое начало в иудаизме. Лука особо заинтересован в защите мнения, что христианство - это логическое продолжение иудейской веры. Многое из того, что Лука говорит о ранней Церкви, подтверждено цитатами из Ветхого Завета (Деян.2:17, 25-28). Христиане-евреи, и в частности сам Павел, придерживаются иудейских церемониальных требований. Например, Церковь встречается на территории Храма, христиане соблюдают иудейские часы молитвы, Тимофей обрезан, Павел принимает обет, Иаков обращает внимание на иудейские постановления на соборе в Иерусалиме. Обращение к Ветхому Завету как к предсказателю событий, которые происходили в христианской Церкви, должно было повлиять на иудейских читателей и изменить их мнение о Церкви в лучшую сторону. Изначально - Иисус иудейский Мессия. В то же самое время можно отметить, что Лука дает некоторую негативную информацию об иудейском отвержении христианской проповеди.

Проповедь язычникам. Эта тема переносит нас ко второму предмету апологии Луки. На протяжении всей своей книги автор объясняет причины, зачем нужно было идти к язычникам. Если христианство есть ответвление иудаизма, тогда почему Павел и другие первые христиане идут к неевреям? Аккуратное объяснение Луки показывает, что у Бога есть намерение к язычникам тоже. Благая весть Иисуса не ограничивается только евреями. Интересно заметить, что сначала Павел всегда идет в иудейские синагоги, чтобы приобрести новообращенных из своего народа. Лука показывает, что Апостол прежде всего беспокоился за своих соплеменников. И только после отвержения евреями Евангелия автор иллюстрирует Павла как апостола язычников (Деян.18 гл.). Даже Петр, прозванный "апостол иудеев", изображен в Деяниях первым, кто увидел обращение язычников (пример с Корнилием). Рассказ об истории ранней Церкви выглядит так, будто Лука оправдывает миссию Церкви к неевреям. У Бога были планы насчет язычников с самого начала, и отвержение евреями Благой Вести только ускорило исполнение Божьих предназначений.

Церковь и Рим. Согласно прологу, книга написана для языческого читателя. Феофил, что означает "друг Божий", мог быть лицом из высшего круга римской аристократии. Или это имя было кодовым словом, под которое подпадали все, сочувствующие христианам. Можно придерживаться любой позиции, но ясно одно, что книга написана для язычников. У римских граждан Великой Римской Империи могли возникать вопросы по поводу христианства. Именно здесь видно, как Лука переходит на чистую апологию. В каждом случае Лука показывает беспристрастное отношение римских властей к христианам. Корнилий, римский сотник, становится христианином. Галлиона, проконсула Ахаии, не заботят религиозные вопросы, которые составляют основу обвинений против Павла. Проконсул Сергий Павел показан как самый расположенный к Евангелию. Блюститель порядка города Ефес смиряет своих граждан, готовых убить Павла. Асийские начальники также сочувствуют Апостолу. Агриппа и Фест, первый будучи царем, а второй - римским прокуратором, соглашаются в том, что Павла можно освободить, если бы он не подал на суд к кесарю. На протяжении всего повествования Лука показал, что христианство не опасно для Рима, и, следовательно, римские власти должны относиться к христианам с той же терпимостью, что и к иудеям.

БОГОСЛОВСКИЕ ВОПРОСЫ

Многие ученые акцентируют свое внимание на богословских интересах Луки. Его теологические темы охарактеризованы, как: евангелизм, ученичество, конфликт между Божьими деяниями и противостоянием сатаны, работа Духа Святого, учение о последнем времени и др. Одна из моих любимых богословских тем в Деяниях была популяризована в 1950 году Франком Стаггом, баптистским теологом и исследователем Нового Завета.

Согласно Стаггу, главной богословской задачей Луки был показ триумфа христианства во враждебном ему мире. Последний стих в книге Деяний Апостолов говорит, что Павел проповедует Царствие Божье и учит о Господе Иисусе Христе "со всяким дерзновением невозбранно" (Деян.28:31). В Деяниях показано, что Весть Евангелия преодолела многие барьеры. Некоторые из этих барьеров стоит отметить. Например, Евангелие преодолело географический барьер. Иисус сказал, что христиане станут свидетелями "в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян.1:8). Лука довольно точно следует этому намеченному географическому плану в своем повествовании и показывает, как Благая Весть распространяется по всему миру. Преодолен также религиозный барьер: люди иудейской веры приходят, чтобы узнать Господа. Евангелие имеет силу сломать и социальный барьер, достигая бедных и богатых. Побежден и политический барьер: видные политики того времени желают слышать Весть об Иисусе. А как насчет демонического барьера? В Деяниях мы видим, что Симон-волхв слышит Благую Весть. В 19 главе демоны восстают против Евангелия. Даже силы природы в Средиземном море не могут остановить распространение Благой Вести. В "морских" рассказах (Деян. 27-28) показана храбрость Павла, несущего Евангелие до конца земли.

История Деяний Апостолов - это триумф Благой Вести. Эта книга должна служить нам ободрением и напоминанием о том, что Евангелие, в которое мы верим и которое проповедуем, имеет силу преодолевать любые препятствия и менять жизни людей. Когда мы чувствуем безнадежность и усталость в своем христианском хождении, нам нужно вспомнить, что наше Евангелие так же сильно сейчас, как и в дни, описанные в книге Деяний Апостолов.

Перевод Александра ВАСИЛЬЕВА
Версия для печати
Комментарии читателей
Vladimir Surgay
Помазание силой Духа Святого дано Церкви (Дому Божьему) для явления атмосферы присутствия Божьего во свидетельство погибающим людям, причем «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». 1Кор. 2.4-5. Я увидел, что через Деяния Апостолов Господь хочет нам показать, что это помазание особой силой Бог дает тогда, когда члены Тела Христа пребывают в единстве, да уверует мир, что Бог послал Христа. Подтверждение этой мысли в стихах из Деяний, очень много. Вот некоторые тексты: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями...» Деян. 1.8. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого...» Деян. 2.1-4. От присутствия славы Божией присоединилось в тот день душ около трех тысяч. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа...» Деян. 4.31-32. «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом; из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них». Деян. 5.12-15.

27.03.2009 07:31:24
ТЕМЫ
АКТУАЛЬНО
ВОПРОС НА УЛИЦЕ
ВОПРОСЫ БИБЛИИ
ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА
ДЛЯ ЖЕНЩИН
ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
ДО БРАКА
ДУХОВНАЯ СТАТЬЯ
ЖИЗНЬ ЦЕРКВЕЙ
ЖИТЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРВЬЮ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОРИЯ ГИМНОВ
КОМИКСЫ
КРОССВОРД
МИССИОНЕРСКИЙ ОПЫТ
НА ЖАТВУ
НА НОВЫЙ ГОД
НА ПАСХУ
НОВОСТИ
ПОЭЗИЯ
ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
ПРОПОВЕДЬ
РАССКАЗ
РОЖДЕСТВО
СВИДЕТЕЛЬСТВО
СЕМЬЯ
УРОКИ ИСТОРИИ
ЧИТАТЕЛИ СПРАШИВАЮТ
ЭКСПРЕСС-ИНТЕРВЬЮ

ОТ РЕДАКТОРА
АВТОРЫ
Д-р Виктор РУДКОВСКИЙ
Доктор богословия, адъюнкт-профессор библейских наук в LeTourneau University, Лонгвью, Техас. Виктор Рудковский родился в г. Алматы, Казахстан, в семье служителя...
статьи автора
© 1999-2017 "Голос Истины"
All Rights Reserved.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной на сайте www.istina.info допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на www.istina.info. Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), так же со ссылкой на журнал "Голос Истины" и сайт www.istina.info. Связь с Редакцией.
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ АВТОРЫ АРХИВ ПИШИТЕ НАМ ВХОД