ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ АВТОРЫ АРХИВ ПИШИТЕ НАМ ВХОД
ИЮЛЬ 2010, № 7 (130)
ОТ РЕДАКТОРА

Друзья и читатели христианского портала "Голос Истины". На протяжении многих лет, редактором трудился брат Виталий Бойко. Так как журнал был учрежден церковью "на Горе", города Спокен, а Виталий, по приглашению другой баптистской церкви, перешел на служение пресвитера в ту церковь, на сегодня В. Бойко более не является редактором этого издательства. 

Много сил, здоровья, времени и знаний было отдано Виталием как в организацию, так и в развитие этого журнала. Мы благодарны Богу и брату за труд во имя Его.

Надеемся, что Господь пошлет работников и этот сайт послужит для многих полезным ресурсом в жизни хождении за Господом. Оставляйте свои пожелания, комментарии, отзывы.

читать дальше
ОТЗЫВЫ
Виртуальная вера “богатого юноши”

Отличная статья! Спасибо. Правильное (Библейское) соотношение виртуального и реального в вере, действительно, очень важно для ее истинности.

- Ирина Чадова
читать статью


Выбор спутника жизни и Божья воля

Побольше бы таких открытых практических статей да ещё бы и по разным темам христианской жизни. И “урим и тумим”, и голоса с неба, и даже соответствующие сновидения часто подгоняют под свою волю, диктуя Богу свои условия. А "судя логике статьи" хорошо предложено самое наилучшее - Библия и её изучение - не “впрягаться с неверным” (как и отмечено автором), а "бороться с ослепляющим эффектом влюбленности" любому - верующим или неверующим. Спасибо Геннадий!

- Leonid
читать статью


Выбор спутника жизни и Божья воля

"Оказалось, что брат не использовал “урим и тумим”, и голоса с неба не было, и даже соответствующие сновидения его не посещали. Что это, как не ложь?" А что? других методов Божьих откровений не существует? Я думаю обвинять человека во лжи из-за узости знаний и опытов - грех не менее тяжкий.... как-никак - клевета...

- Андрей
читать статью


Выбор спутника жизни и Божья воля

Интересная статья автору спасибо, Но... Как вы определяете кто верующий, а кто нет?по церковным спискам???)))потому что были И Нееман Сириянин И Вдова из Сарепты Сидонской(они в какую церковь ходили?) и судя логике статьи тогда наоборот нужно на неверующих жениться или замуж выходить, что бы ещё более немощное укрепилось ибо кто немощнее язычников)))

- Анатоле
читать статью


Дружественные Сайты

Facebook
Spokane Slavic Baptist Church
Сайт Христианского Радио
Свет Мира
Slavic Christian Academy


В НОМЕРЕ

СЕМЬЯ

ВОЗМОЖЕН ЛИ БРАК ПО РАСЧЕТУ СРЕДИ ХРИСТИАН?
Ростислав БАБЕНКО (Харьков, Украина)
Версия для печати
Брак по расчету давно стал обыденным явлением. Известием о том, что девушка из малообеспеченной семьи вышла замуж за олигарха, общество удивить невозможно. Но ведь по расчету создают браки и мужчины, хотя это и бывает гораздо реже, да и тщательней скрывается. Но насколько эта тема актуальна в христианской среде? Давайте проанализируем ее.

Действительно, в мире эта практика распространена настолько, что на нее уже не обращают внимание. Браки по расчету, наверное, можно назвать долгожителями. Они существовали всегда. В те времена, когда с помощью браков решались финансовые, территориальные и другие важные вопросы, браки по расчету считались само собой разумеющимся, традиционным способом соединения людей на взаимовыгодных и приемлемых для обеих сторон условиях. Тогда две семьи, как бы торгуясь, определяли судьбу своих детей. Сейчас брак по расчету - явление также достаточно обыденное.

Вступающие в такой союз вполне осознают все его преимущества и недостатки. Но все же в обществе бытует мнение, будто брак по расчету не может быть прочным, долговечным и уж тем более счастливым. Хотя существует и противоположная точка зрения, а именно: "Главное, чтобы расчет оказался верным". А вот в христианской среде, казалось бы, мы никогда не сталкиваемся с этим явлением. Но это только на первый взгляд.

Что же означает "брак по расчету"?

На самом деле брак по расчету будет существовать всегда и везде, где существуют люди, ищущие выгоды. Я не говорю о тех, кто рационально смотрит на свою жизнь. Речь идет о людях, для которых ключевым фактором будет польза, которую он извлекает от того или иного действия. Церковь полна приобщенцев и иждивенцев. А поэтому данная проблема актуальна и для нее. "Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся" (2Фес.3:10-11), предупреждал Павел.

Но как нам, как христианам, следует относиться к подобного рода практике? И как к ней относится Бог? Что Библия говорит об этом?

Прежде всего мы должны четко и ясно увидеть саму проблему, определить ее, очертить границы и затем уж переходить к ее решению, сделать своего рода экзегезу (разбор, объяснение, истолкование - прим. ред.), как говорят теологи. Для начала давайте определимся, что же такое брак по расчету? Классическое определение звучит так: это брак, заключенный по обоюдному согласию двух людей, в котором либо одна сторона, либо сразу обе преследуют коммерческий или материальный интерес вместо любви или взаимного влечения. Библия очень четко и ясно оценила эту проблему: "Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1Тим.6:10).

Почему люди вступают в такой брак?

Причины, которые побуждают людей как верующих, так и не сильно обремененных этим чувством, вступать в такой брак очень просты. Чаще всего браки по расчету заключаются из материальных соображений, когда одна из сторон улучшает свое благосостояние за счет другой.

Казалось бы, чего проще: откажись от брака по расчету, если ты понимаешь, что тебя попросту используют. Так ведь не отказываешься же. Значит, есть и свой расчет. Неважно, что невеста бедна, зато молода, привлекательна и пользуется определенным успехом в обществе. Почему бы не заключить с ней союз, чтобы польстить своему самолюбию! Вот и попробуй тут понять, кто на что делает расчет. Он состоятелен, имеет определенный вес в обществе, связи и т. д. А она молода, привлекательна, приятна в общении. С такой супругой не стыдно показаться в обществе друзей. К тому же от здоровой молодой женщины появится хорошее потомство, то есть достойное продолжение рода, фамилии. И неважно, что и новобрачная имеет от этого союза свою выгоду: богатые мужчины закрывают на это глаза. Ведь главная цель достигнута - рядом с ним очаровательное юное создание, на которое с завистью взирают друзья.

Ещё одной причиной, влияющей на принятие решения о вступлении в брак по расчету, является желание одной из сторон получить необходимое социальное положение для достижения каких-то целей. Рассмотрим такую ситуацию: молодая девушка из простой рабочей семьи пытается как-то устроить свою жизнь. По ее мнению, ей нужно выйти замуж за человека, находящегося по социальному статусу намного выше ее. Скажем, за директора крупного предприятия или перспективного служителя, молодого пастора со связями в Штатах. И здесь роль играют не столько деньги (ее семья тоже небедная, есть не большой, но стабильный достаток), сколько возможность достижения высокого положения в обществе, церкви, что кажется ей необходимым для обеспечения будущего для нее самой и ее детей благодаря связям высокопоставленного супруга.

Не последнее место занимает и брак, имеющий в своей основе не денежный и не социальный, а моральный или психологический расчет.

Причины вступления в такой брак могут быть различными. Например, страх одиночества в старости, желание иметь детей и многое другое. Такие браки заключаются, как правило, в зрелом возрасте, когда человек уже осознает необходимость создания семьи и старается найти для этого оптимальную кандидатуру. Например, женщины при выборе супруга обычно руководствуются следующими критериями: "Человек неплохой, серьезный, надежный, рядом с ним не будет никаких стрессов, жизнь будет стабильной, и со здоровьем все в порядке, не пьет, не курит" и т. д.

Однако, как ни банально это звучит, все же брак без любви неполноценен. Недаром апостол Павел пишет: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я - ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1Кор.13:1-3). Может быть, это и хорошо - прожить всю жизнь рядом с надежным и состоятельным человеком, уважать его, получая в ответ стабильность и отсутствие проблем. Но что, как не любовь, украшает нашу жизнь?

Психологии мужчины и женщины различны

В изучении этого вопроса мы сталкиваемся с различием в женской и мужской психологии.

ЖЕНСКИЙ РАСЧЕТ. Если говорить о женщинах, создается впечатление, что они выходят замуж почти всегда по расчету и только иногда по любви. Но в этом и заключается особенность психологии женщины. И то, что мы, мужчины, расцениваем как расчет, есть ни что иное, как естественное женское чувство самосохранения. Они, как правило, хотят встретить настоящего красавца с собственной квартирой, без материальных проблем, с высшим образованием, не пьющего и, главное, безумно в них влюбленного!

Появляется ощущение настоящего счастья, и появляется объект, достойный ответной и безграничной любви. И если женщины любят мужчину за его способность противостоять жестокому миру, зарабатывать пусть не много, но достаточно денег, чтобы защитить их от житейских невзгод, и хотят видеть рядом с собой сильного духом человека - это вовсе не брак по расчету, а поиск идеального мужчины! Стремление к лучшему и желание произвести на свет и сохранить достойное потомство - это не брак по расчету. Расчет начинается тогда, когда в сознании женщины образ настоящего мужчины напрямую ассоциируется с его материальной составляющей. В этом и заключается главный признак стяжательной невесты. Расчет начинается тогда, когда в поединке между святостью и мнимым благополучием она выбирает материальные блага. В этом случае, без сомнения, мы сталкиваемся с классическим примером брака по расчету.

МУЖСКОЙ РАСЧЕТ. Но ведь и мужчины тоже не без греха. Испокон веков считалось, что жениться нужно на невесте с богатым приданым. Пускай это был и не совсем расчет, но, как минимум, нечто похожее на него. Независимо от того, где жили люди (в деревне или в городе), браки совершались с четкой уверенностью, что ни жених, ни невеста не прогадают. Не зря ведь классические романы о любви в основном были посвящены как раз борьбе за любовь между разными слоями общества.

В любом случае, всегда считалось (то ли стереотип, то ли аксиома), что мужчина - кормилец семьи, что он должен из кожи вон лезть, чтобы обеспечить свою жену. Даже в восточных странах, где разрешено многоженство, мужчина имел на это право лишь в том случае, если мог одинаково достойно обеспечить всех жен. Были, правда, случаи, когда мужчина женился на женщине только из-за того, что у нее влиятельный отец. Однако это начало происходить большей частью в конце XIX века, когда устои общества начали рушиться, женщины стали мужественнее, а мужчины - женственнее.

Женитьбу по расчету выбирают мужчины, которым хочется скорейшего продвижения по карьерной лестнице (зачастую ему предлагает на себе жениться или сама женщина, или на это намекают ее родители). Мужчина понимает, что той роскошной жизни, которую он желает, самостоятельно достичь он не может. И хотя нет ничего плохого в том, что бедный парень, попадая в семью богатой невесты, пользуясь благами ее родителей, в итоге доказывает, что он способен, используя ее стартовый капитал, "подняться на ноги" и "прокормить" свою семью. Но все же браки должны создаваться по любви. Иначе зачем нам нужна семья, обеспеченная материально, но в которой муж и жена - чужие друг другу люди?

С другой стороны, если ты не можешь никого полюбить, но рядом человек, который от тебя без ума и готов ради тебя свернуть горы, которого не волнует, что ты его не любишь, а главное - быть рядом, то такой брак по расчету все-таки имеет смысл. Главное - не использовать чувства другого человека и быть с ним искренним.

Беда не в том, что за деньги можно все купить. Беда в том, что общество признает это приличным, достойным. Возьмем феномен неравного брака, когда люди, обладающие деньгами и положением, и благодаря только тому, что они имеют все это, берут себе в жены юных красавиц из бедных семей. Такой союз был типичен во все времена и во всех странах. И сегодня он у нас распространен весьма широко. Разница в том, что сегодня девушки выходят замуж из-за денег охотно и полагают при этом, что им повезло. А парни паразитируют на теле родителей невесты, считая за Божье благословение уютно примоститься в гнездышке, которое свито чужими руками. И общество к этому относится благосклонно. Беда не в том, что это существует, беда в том, что это поощряется.

Есть ли этому альтернатива? Конечно, есть. В этическом плане она состоит в осознании того, что есть вещи, которые не продаются и не покупаются. Если нравы общества таковы, что за деньги можно купить любые звания, должности, репутацию, то это не значит, будто их действительно можно купить. На самом деле происходит девальвация этих ценностей, и, покупая, мы просто лишаемся их. Купленная любовь - не любовь. Купленная репутация - не репутация.

Можно ли брак по расчету встретить в Библии?

Но некоторые из тех, кто читает Библию, говорят, что будто бы она изобилует случаями брака по расчету. В пример приводят Исаака и Ревекку, которые даже не были знакомы до брака друг с другом, или Руфь и Вооза, где первая благодаря богатству второго стала известной женщиной города.

На самом деле случаи, на которые они указывают, не имеют ничего общего с расчетом или выгодой. Основным движущим фактором расчетливого брака есть личная выгода, которая ставится как высший приоритет, где чувства, Бог и мораль не играют ключевой роли. В случае с библейскими персонажами мы видим три важнейших фактора, которые отличали их от современных "рациональных" парней и девушек.

Во-первых, они поступали вопреки своей выгоде, своим желаниям и планам в угоду Божественному провидению. Во-вторых, они руководствовались законом Божьим и моралью. В-трет ьих, важнейшим фактором библейских браков было религиозное и духовное единство между мужчиной и женщиной. И не правы те, кто говорит, что Библия ничего не упоминает о чувственной страсти и романтических свиданиях, свойственной нашей природе. Посмотрите на книгу Песни Песней, которая является целомудренным образцом античной романтической лирики.

азница между мудростью и холодным расчетом

Порой очень трудно отличить в браке холодный расчет и мудрость. Если девушка не желает вступать в брак с парнем среднего достатка, то это признак расчетливости или здравого смысла? Какова разница между мудростью, рассудительностью и холодным расчетом? Мы уже говорили об этом, но давайте суммируем всю полученную информацию словами апостола Иакова: "Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна" (Иак.3:17).

Вот шесть основных отличительных черт мудрости от расчетливости.

1. Чистота взглядов. В ней нет лукавства, но только мудрый расчет и никакой личной выгоды или скрытого подтекста.

2. Истинно мудрый человек не ищет способа извлечь выгоду за счет других, при этом не прилагая собственных стараний или делая что-либо в ущерб ближнему.

3. Скромность - это способность контролировать голос собственного достоинства и его желания.

4. Послушание авторитетным источникам - это одна из самых ярких отличительных качеств Божественной мудрости. Я имею в виду Писание, духовных наставников, пастора церкви.

5. Милосердие и добрые плоды уж никак и никогда не были отличительной чертой брака по расчету.

6. Что касается последних двух качеств ("беспристрастна и нелицемерна"), то они и являются ключевыми для анализа своего выбора и проверки искренности и бескорыстности своих чувств. Поскольку ключевым в браке по расчету является взгляд с пристрастием и скрытая игра чувствами.

Вместо послесловия

Тема человеческих отношений, пожалуй, одна из самых сложных и многогранных. Невозможно за несколько минут не то, что изучить, но даже описать проблему браков с корыстным подтекстом. Да и в самой природе этих отношений много того, что не имеет четкой грани между добром и злом. Поэтому всегда следует помнить слова, сказанные апостолом: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Инн.13:34). И слова Павла: "Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других" (Фил.2:4).

Всегда будут парни и девушки, которые заботятся только о себе. Но человек, который всегда думает прежде всего о себе, обязательно придет к конфликту с другими. Тот, кто считает жизнь соревнованием, в котором он должен получить все призы, всегда будет видеть в других людях лишь орудие для достижения цели или, по меньшей мере, соперников, которых нужно убрать с дороги. Эгоизм неизбежно ведет к уничтожению других; целью жизни становятся не оказание помощи другим, а их использование.

Но как точно подметил Павел в своем письме к Галатам: "Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал.5:21).
Версия для печати
ТЕМЫ
АКТУАЛЬНО
ВОПРОС НА УЛИЦЕ
ВОПРОСЫ БИБЛИИ
ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА
ДЛЯ ЖЕНЩИН
ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
ДО БРАКА
ДУХОВНАЯ СТАТЬЯ
ЖИЗНЬ ЦЕРКВЕЙ
ЖИТЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРВЬЮ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОРИЯ ГИМНОВ
КОМИКСЫ
КРОССВОРД
МИССИОНЕРСКИЙ ОПЫТ
НА ЖАТВУ
НА НОВЫЙ ГОД
НА ПАСХУ
НОВОСТИ
ПОЭЗИЯ
ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
ПРОПОВЕДЬ
РАССКАЗ
РОЖДЕСТВО
СВИДЕТЕЛЬСТВО
СЕМЬЯ
УРОКИ ИСТОРИИ
ЧИТАТЕЛИ СПРАШИВАЮТ
ЭКСПРЕСС-ИНТЕРВЬЮ

ОТ РЕДАКТОРА
АВТОРЫ
Ростислав БАБЕНКО
статьи автора
© 1999-2017 "Голос Истины"
All Rights Reserved.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной на сайте www.istina.info допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на www.istina.info. Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), так же со ссылкой на журнал "Голос Истины" и сайт www.istina.info. Связь с Редакцией.
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ АВТОРЫ АРХИВ ПИШИТЕ НАМ ВХОД