ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ АВТОРЫ АРХИВ ПИШИТЕ НАМ ВХОД
ДЕКАБРЬ 2000, № 12 (15)
ОТ РЕДАКТОРА

Друзья и читатели христианского портала "Голос Истины". На протяжении многих лет, редактором трудился брат Виталий Бойко. Так как журнал был учрежден церковью "на Горе", города Спокен, а Виталий, по приглашению другой баптистской церкви, перешел на служение пресвитера в ту церковь, на сегодня В. Бойко более не является редактором этого издательства. 

Много сил, здоровья, времени и знаний было отдано Виталием как в организацию, так и в развитие этого журнала. Мы благодарны Богу и брату за труд во имя Его.

Надеемся, что Господь пошлет работников и этот сайт послужит для многих полезным ресурсом в жизни хождении за Господом. Оставляйте свои пожелания, комментарии, отзывы.

читать дальше
ОТЗЫВЫ
Являются ли «ментальные впечатления» или внутренние побуждения Божественным откровением?

Интересно, Джон Макартур представляет свое личное отцовство, пасторство на условиях своей догматики, т.е. свое полное молчание после выдачи своих письменных всеобъемлющих общих указаний? :)

- Ирина Чадова
читать статью


Виртуальная вера “богатого юноши”

Отличная статья! Спасибо. Правильное (Библейское) соотношение виртуального и реального в вере, действительно, очень важно для ее истинности.

- Ирина Чадова
читать статью


Выбор спутника жизни и Божья воля

Побольше бы таких открытых практических статей да ещё бы и по разным темам христианской жизни. И “урим и тумим”, и голоса с неба, и даже соответствующие сновидения часто подгоняют под свою волю, диктуя Богу свои условия. А "судя логике статьи" хорошо предложено самое наилучшее - Библия и её изучение - не “впрягаться с неверным” (как и отмечено автором), а "бороться с ослепляющим эффектом влюбленности" любому - верующим или неверующим. Спасибо Геннадий!

- Leonid
читать статью


Выбор спутника жизни и Божья воля

"Оказалось, что брат не использовал “урим и тумим”, и голоса с неба не было, и даже соответствующие сновидения его не посещали. Что это, как не ложь?" А что? других методов Божьих откровений не существует? Я думаю обвинять человека во лжи из-за узости знаний и опытов - грех не менее тяжкий.... как-никак - клевета...

- Андрей
читать статью


Дружественные Сайты

Facebook
Spokane Slavic Baptist Church
Сайт Христианского Радио
Свет Мира
Slavic Christian Academy


В НОМЕРЕ

УРОКИ ИСТОРИИ

НАСЛЕДИЕ
Сергей САВИНСКИЙ (Спокен, Вашингтон)
Версия для печати
Под понятием "наследие" подразумеваются ценности, накопленные определенным народом или нацией, переданные потомкам. Духовное наследие включают в себя принципы верований, традиции и культуру. Представителями значительной ветви протестантства в христианстве являются баптисты.

Баптисты существовали всегда, хотя этим именем стали называться сравнительно недавно, в начале XVII века.

Более того, если внимательно изучать историю христианства, то первыми баптистами были ученики Иоанна Баптиста, Иоанна Крестителя. Если рассматривать христианство в историческом аспекте, то именно они были начатками христиан. Многие из них стали последователями Иисуса Христа. С 44-45 года "...ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами" (Деян. 11:26). Название это мы встречаем в Новом Завете (Деян. 26:28; 1Петр. 4:15-16). В народе их длительное время называли назарянами. Иудеи называли проповедников Евангелия "представителями назорейской ереси" (Деян. 25:5).

В течение первых двух веков христиане, пережив суровейшие гонения, в основном, сохранили чистоту учения Христа и апостолов. Хотя уже в начале II в. стали появляться отклонения от первохристианских принципов верований. Так один из апостольских учеников Игна тий, возведенный позже в "отцы церкви", в своем послании к Ефесской церкви писал: «Обратим на то внимание, братья, чтобы мы не противились епископу, этим мы покажем подчиненность Богу».

Достигнув большой власти, епископы стали уводить христиан от первохристианства; появилась трех степенная система служителей церкви: епископы (надзиратели за несколькими общинами), пресвитеры (руководители общин) и диаконы. К третьему веку некоторых епископов называли "папа" (греч. папас - "папа", уменьш. форма от греч. патрос - отец). Так постепенно устранялся принцип равноправия всех членов поместной церкви (всеобщее священство); в христианстве появилось особое сословие - священство.

В III столетии стало постепенно практиковаться крещение младенцев (по началу детей верующих родителей, а потом и прочих). Крещение сознательное, взрослых по вере, стало заменяться детокрещением. На крещение переставали смотреть, как на обещание Богу доброй совести. Крещению стали придавать таинственное возрождающее действие. Вследствие этого а христианских общинах стало всё больше появляться формальных христиан. К концу III столетия кроме диаконов, была введена еще низшая степень служителей - иподиакон, а среди высшего духовенства - более высшая степень - архиепископы, потом митрополиты и патриархи. Со спадом гонений, когда христиане вышли из катакомб и стали строить молитвенные дома, священнослужители при Лютера богослужениях стали отделять себя от мирян алтарем.

С приходом к власти императора Константина Великого христианство в какой-то мере уже было подготовлено уклонившимися от первохристианства священнослужителями к утверждению не только этих уклонений, но и ряда нововведений с элементами язычества. С 375 было ведено поклонение святым, а с 400 года - молитва за умерших. Император Константин провозгласил христианство государственной религией, а сам по существу возглавил его: стал главой христианской церкви. С его ведома, проходил первый вселенский собор. В его время стали почитать "животворящий крест", с которого и началось почитание "священных предметов".

Но было немало христианских общин, которые сохраняли неповрежденность изначальных принципов первохристианских истин. Они известны под разными наименованиями, таких как мессалиане и евтихиане. В III, IV столетиях появились новициане и в V в. стали весьма многочисленными. Не без того, что у них были некоторые уклонения догматического порядка, но основополагающие истины спасения (учение о покаянии, возрождении, крещении, возложении рук, о воскресении и о суде вечном) они понимали и практиковали правильно. В IV-ом и V-ом веках их сторонники даже отваживались выступать на вселенских соборах с протестами против уклонений. Как, например, выступление Нестора против названия Девы Марии "Богородицей". Или выступление донатистов против участия церкви в делах государства и, наоборот, вмешательства государства в дела церкви. За такие протесты их отлучали от церкви и ссылали.

С IV - XVI столетия прошли "темные века" глубокого отступления от первохристианства и жестоких гонений со стороны официальных (государственных) церквей. Надо вспомнить целый ряд так называемых "ересей" и сект, таких как павликиане, вальденсы, катары, альбигойцы, лолларды, или на Руси стригольники. Они, безусловно, не были баптистами в современном понимании. Однако основополагающие истины спасения, которыми они отличались от господствующих церквей и за которые они подвергались преследованиям, были те же самые которые баптисты всегда подчеркивали, и в отношений которых, они значительно отличаются от других христиан.

Провозвестником Реформации был Джон Уиклиф (1320 -1384), англичанин - проповедник чистого Евангелия, автор многих трудов по евангельскому богословию, переводчик Евангелия на английский язык. «Церковь, -говорил он, - это совокупность верующих, а не иерархия, отделившая себя от верующих. Главой Церкви является не папа, а Христос». К концу своей жизни Уиклиф отверг учение о таинствах. (Под таинствами официальной церковью понималась передача благодатных, спасительных даров через видимые знаки.) Он отвергал монашество и индульгенции, поклонение святым, исповеди перед священником.

Ян Гус (1369-1415) - прямой последователь Уиклифа. Знакомство с трудами Уиклифа открыли ему глаза. Он понял, что в основу религии надо полагать только Священное Писание. "Чудеса - обман, в вере утверждаются через Писание, а не через чудеса". Им написан трактат "О Церкви". Он учил, что Церковь - это собрание верующих, а не одно только высшее духовенство. Он верил в существование единой Вселенской Церкви и настоятельно требовал ее очищение от католицизма. За свои труды и выступления оба провозвестника реформации были сожжены: первый, через тридцать лет после смерти, второй - живым.

Реформация открыла глаза миллионам людей. Поэтому, когда монах по имени Мартин Лютер, возмущенный продажей индульгенций, приколотил к двери собора в Виттенберге свои 95 тезисов, он был понят массами и стал героем Реформации. Он выдвинул один из главных библейских догматов, что спасение не зарабатывается, это дар - "Праведный верою жив будет". Реформация Лютера остановилась на евангельских принципах оправдания верою, отказе от священства как сословия, и мессы (причастия, понимаемого как периодическое жертвоприношение Агнца за грехи людей). То, что сложилось в общественной жизни, а именно, связь реформированной церкви в Германии с властями на местах, не может считаться законченным процессом Реформации.

В г. Цюрихе (Швейцария), в кругах другого реформатора - Урлиха Цвингли (1484 -1531) родилось направление реформации радикальной, которому суждено было стать движением, восстанавливающим и продолжающим новозаветное христианство. Цвингли убедился и убедил своих друзей в необоснованности детокрещения Священным Писанием. Но практиковать крещение только взрослых в своей поместной церкви он медлил до согласования с городским советом. (Надо понять, что тогда все вопросы, возникавшие в обществе, в том числе и церковные, решались городским советом). Медлительность Цвингли привела к тому, что два из наиболее решительных его соратников, Конрад Гребель и Феликс Манц выступили против Цвингли за его связь с городским советом, и решились на отделение от него. 21 января 1525 года Конрад Гребель крестил по вере Браулока, а потом последний - остальных одиннадцать. Так возникло движение крещенцев. Внешние называли их «анабаптистами» (перекрещенцами).

Проповеди Гребеля и Манца находили в народной среде массу последователей. Среди них оказались в первые же годы бывшие католические священники, такие как Балтазар Губмайер; образованные люди, как Ганс Денк и Пилграм Марпек, а также простые люди, ставшие миссионерами распространения учения о крещении по вере и о независимости церкви от государства. За это анабаптисты были жестоко преследуемы: Гребель и Манц поплатились жизнью в первые же годы; сожжен был Губ майер, а его жена утоплена. Но за первое же десятилетие движение анабаптистов охватило всю Германию, Голландию и Моравию. Оно было неоднородным: не имело единых взглядов на практику христианского свидетельства. Более того, в их среде, к великому прискорбию, появились люди, которые под флагом независимости церкви от государства проповедовали восстания против власти. (Фома Мюнцер, "апостол" Матейс в г. Мюнстере). Эти крайности послужили поводом для физического истребления анабаптистов (их жгли на кострах, топили в реках). По некоторым сведениям в первое десятилетие было истреблено около миллиона анабаптистов.

В Северной Германии и Голландии, однако, сохранились миролюбивые анабаптисты, не причастные к крестьянскому восстанию Фомы Мюнцера и трагедии в г. Мюнстере. Их то и собрал вокруг себя бывший католический священник Менно Симоне и стал признанным вождем миролюбивых анабаптистов, точнее, крещенцев. В 1539 году он составил "Фундамент веры", который позже был положен в основу первых вероучений ранних баптистов Англии, позже, Америки и Гамбурга (немецких баптистов). Последователи Менно стали называться меннонитами.

В начале XVII столетия с меннонитами Голландии встретились пуритане Англии, бежавшие от религиозных преследований англиканской церкви. Один из их вождей, Джон Смит воспринял учение о крещении по вере и принял крещение. Это был первый баптист Англии. Вернувшись на родину, в 1609 году организовал из своих сторонников первую поместную баптистскую церковь. Баптисты Англии, преследуемые государственной церковью, частью переселились в Америку, основав колонию Род Айленд.

В оценке одного из признанных историков баптизма Роберта Торбета главным богословским вкладом баптистов в христианство является восстановление новозаветной веры. Баптистское движение, начавшееся с начала XVI века (анабаптисты, меннониты, баптисты) достигло к XX столетию признания широкой мировой общественности, с которым были вынуждены считаться даже недруги. А количество баптистов к XX столетию достигло четырех миллионов, распространившись во многих странах мира. В России баптистов было уже свыше 40 тысяч. В настоящее время во всем мире их более 40 миллионов, в том числе в странах СНГ свыше полмиллиона.
Версия для печати
ТЕМЫ
АКТУАЛЬНО
ВОПРОС НА УЛИЦЕ
ВОПРОСЫ БИБЛИИ
ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА
ДЛЯ ЖЕНЩИН
ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
ДО БРАКА
ДУХОВНАЯ СТАТЬЯ
ЖИЗНЬ ЦЕРКВЕЙ
ЖИТЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
ИНТЕРВЬЮ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОРИЯ ГИМНОВ
КОМИКСЫ
КРОССВОРД
МИССИОНЕРСКИЙ ОПЫТ
НА ЖАТВУ
НА НОВЫЙ ГОД
НА ПАСХУ
НОВОСТИ
ПОЭЗИЯ
ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
ПРОПОВЕДЬ
РАССКАЗ
РОЖДЕСТВО
СВИДЕТЕЛЬСТВО
СЕМЬЯ
УРОКИ ИСТОРИИ
ЧИТАТЕЛИ СПРАШИВАЮТ
ЭКСПРЕСС-ИНТЕРВЬЮ

ОТ РЕДАКТОРА
АВТОРЫ
Сергей САВИНСКИЙ
Исследователь истории братства ЕХБ. Автор фундаментального труда в 2-х томах "История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии". Преподавал историю ЕХБ в различных семинариях на территории бывшего Советского Союза...
статьи автора
© 1999-2019 "Голос Истины"
All Rights Reserved.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной на сайте www.istina.info допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на www.istina.info. Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), так же со ссылкой на журнал "Голос Истины" и сайт www.istina.info. Связь с Редакцией.
ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ АВТОРЫ АРХИВ ПИШИТЕ НАМ ВХОД